No Image

Усадьба раевских в крыму

СОДЕРЖАНИЕ
4 просмотров
15 ноября 2019
Имение
Имение Карасан

Дворец Раевских. Северный фасад
44°35′25″ с. ш. 34°21′24″ в. д. H G Я O L
Страна Россия/Украина [1]
ПГТ Партенит
Архитектурный стиль мавританский
Автор проекта Карл Эшлиман
Основатель Андрей Михайлович Бороздин
Первое упоминание 1816 год
Дата основания 1820 год
Строительство 1885—1887 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 911710840030005 (ЕГРОКН ). Объект № 8230064000 (БД Викигида)
Сайт karasan-krym.ru
Медиафайлы на Викискладе

Имение Карасан — дворцово-парковый ансамбль на Южном берегу Крыма, на территории Маломаякского сельского совета Алуштинского региона Крыма, административно входит в состав Партенита.

Название имения происходит от названия местности Карасан, Кара-Асан (от крымско-тат. Qara Asan, Къара Асан ). Существует предположение, что название местности происходит от персидского Хорасан (провинция Персии) — в переводе буквально означающее «восход солнца, восток» и дал его Раевский младший в память о своём пребывании в Персии [2] .

История [ править | править код ]

Местность на берегу моря, к северо-востоку от Партенита, издревле известная, как Кучук-Ламбат, в начале XIX века принадлежала генерал-лейтенанту и сенатору Андрею Михайловичу Бороздину. После выхода в отставку в 1816 году Андрей Михайлович окончательно поселился в своём имении и, в 1820 году, начал закладку парка [3] , руководствуясь рекомендациями директоров Никитского ботанического сада Николая Гартвиса и Санкт-Петербургского — Фёдора фон Фишера. Руководил непосредственно посадками известный садовод Э. Ю. Либо. В 1839 году, после женитьбы на племяннице Андрея Михайловича, дочери его брата Михаила Михайловича Бороздина, Анне Михайловне, владельцем имения становится генерал Николай Раевский, потомки которого владели усадьбой до 1917 года.

В 1885—1887 годах для сына генерала, Михаила Раевского, на месте прежнего имения архитектором Карлом Эшлиманом был построен новый дом в неомавританском стиле, известный как дворец Раевских. Главный, северный, фасад, обращённый на старую подъездную дорогу, украшен выступающим ризалитом с порталом и гранеными колоннами, на уровне второго этажа декорирован большими мавританскими окнами с витражами и лепными орнаментами. Западный фасад украшен деревянным балконом с косыми решетками, на декорированных опорах-консолях (в стиле ханского дворца в Бахчисарае), восточный — гранёной башенкой с куполом, соединенной галереей с шестнадцатью мавританскими окнами с мезонином (балкон на башенке уничтожен землетрясением 1927 года). Южный (парковый) фасад, обращённый к морю, сделан в дачном стиле — украшенные деревянной резьбой балконы с арками, наличниками и ажурными подзорами.

В 1920 году имение было национализировано, а в 1924 году в нём был организован санаторий «Карасан». В здании дворца в настоящее время размещается административный корпус санатория.

Парк имения занимает площадь 18 гектаров, содержит 220 видов и разновидностей, в основном экзотических (из Южной Америки и Африки), кустарников и деревьев. Главная достопримечательность — самая большая на Черноморском побережье вековая роща итальянских пиний [4] .

Важным итогом всей жизни Михаила Николаевича стал дворец в Карасане, построенный им в 1885—1887 годы. Задуман он был еще при жизни Анны Михайловны, и Михаил очень сокрушался, что мать не смогла увидеть главное творение Михаила — летнюю резиденцию Раевских. За 2 года было возведено здание в мавританском стиле, где чувствовалось заметное влияние древнего магрибского или мавританского зодчества (архитектура Туниса, Алжира, Марокко, Ирана). Строительство дворца потребовало значительных средств. Выход был найден — чтобы покрыть расходы, Михаил Николаевич сдавал в аренду фруктовые сады.

В основу проекта летнего дворца дворян Раевских в Крыму легла архитектура дворца персидского царя Аликану, возведенного в XVII веке в Исфахане, бывшей столице древней Персии (Ирана). Аналогичен композиционный прием террасирования местности. Перепады высот сделали южный фасад дворца Раевских трехъярусным, северный — двухъярусным. Богатая пластика дворца, особенно его южного фасада, создала неповторимый художественный образ. Эффектный, изящный дворец из мраморовидного известняка, обвитый розами и китайской глицинией, привлекал внимание своей симметричностью и воздушностью. Вход в здание решен зодчим в виде аркады. Просторные террасы, балконы, мансарды главного морского фасада (II и III этажи) в разных уровнях здания фиксировали видовые площадки, с которых открывались красоты лунных ночей Кучук-Ламбатского залива и ухоженного вечнозеленого парка. Богатейший орнаментальный узор, под ковром которого исчезла гладь стен, характерен для южного морского фасада: геометрические и растительные арабески перемежались с паутиной лепных деталей. Ажурная резьба по дереву ограждений балконов, капителей стоек создавала в условиях южного климата богатую игру светотени. Пышный аттик завершал морской фасад — «отсюда парк представляется прелестной мозаикой: вершины кедров, сосен, кипарисов и других хвойных деревьев красочно чередуются с разными по форме и величине вершинами лиственных пород». С аттика хорошо видны серебристо-сизые вкрапления кедра атласского голубого, частое мелькание пятен зелени кипарисов и туи, зонтообразные верхушки сосны итальянской.

Особая достопримечательность главного северного фасада дворца — это фамильный герб Раевских в виде Лебедя, к сожалению утраченный во время землетрясения 1927 года.

Дворец Раевских. Интерьер. Фото 2005 года

В «Общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской империи», изданном в 1799 году, содержится описание герба дворян Раевских: «В щите, имеющем красное поле, изображен серебряный Лебедь, стоящий на траве и обращенный в левую сторону. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с Дворянскою на нем короною, на поверхности которой виден Лебедь. Налет на щите красный подложный серебром» (орфография сохранена). Образ Лебедя выступал здесь как символ чистоты, целомудрия, мудрости, мужества, поэзии и совершенства — эти качества характерны были для всех четырех поколений Раевских, включая семью последнего владельца Карасана — Михаила Николаевича. Лебедь как знак поэта символизировал увлечения Михаила Николаевича, философские стихи которого помещены в этой книге.

Северный фасад совершенно неожиданно украшен горельефом европейского образца — «Мадонной с младенцем», что вполне отождествляется с подвигом хозяйки имения — Марии Григорьевны Раевской, подарившей Михаилу Николаевичу 10 детей!

Доминанта восточного фасада — прямоугольный ризалит — увенчан четырехгранной изящной башенкой с карнизом большого выноса и шлемовидным куполом, что придало зданию живописность. С балкона восточного фасада хорошо просматриваются ландшафтный парк и Кучук-Ламбат.

Читайте также:  Выращивание винограда на урале в открытом грунте

Дворец Раевских в Карасане. Морской фасад. Фото 2005 года

Архитектурная композиция русских западного фасада завершена в уровне третьего этажа выносным деревянным балконом с трехскатным навесом на деревянных стойках.

Дом-дворец соответствовал вкусам его владельцев. Интерьер был оформлен картинами и гравюрами русских и западноевропейских мастеров. Серебряная посуда, бронзовые бра, светильники, часы, канделябры, гобелены и зеркала — атрибутика дворянской жизни — присутствовали в 21 комнате, служили местом отдыха для гостей и родственников, а прежний дом прадеда Михаила «атаковали» дети Михаила Николаевича — здесь им было свободно и вольготно. В вестибюле дворца обращаешь внимание на мраморный камин и чугунную решетку затейливой восточной орнаментации.

Особой гордостью владельцев были украшавшие интерьер орденские звезды, кресты и ленты знаменитых предков, бережно хранившиеся целыми поколениями Раевских.

Северный фасад дворца Раевских. Горельеф «Мадонна с младенцем». Фото 2005 года

Персидские мотивы в декоре дворца связаны с посещением Михаилом Николаевичем Персии, в частности, он побывал в Хоросане. Эта провинция находилась на границе с Афганистаном и Туркменией. М.Н. Раевский был покорен цветущими садами, арыками, обилием роз. Неудивительно, ведь Персию ранее называли Полистан, что в переводе означает «Розовый сад». В парковых композициях древних персидских садов широко использовались цветы, в основном розы Гюлистан. Персидская традиция позже получила развитие в декоративном садоводстве Крыма в XIX — начале XX века. В исторических парках Мисхора, Массандры, Никиты, Карасана возникли целые аллеи из роз, разнообразных по красоте и аромату.

Провинцию Хоросан в Персии посещал в 1796 году дед Михаила Николаевича — генерал Н.Н. Раевский-старший. Он, еще будучи отроком, командовал полком и вместе с генерал-поручиком В.А. Зубовым во времена Екатерины II совершил поход в Мерсию. Позже, во время русско-персидской войны (1826—1827), здесь воевал Н.Н. Раевский-младший, отец Михаила. Перед походом Николай Николаевич Раевский-старший подарил сыну старинную карту Персии.

Именно благодаря Раевским название «Хоросан» закрепилось в топонимике Крыма. Характерно, что с 50-х годов XIX века в письмах, распоряжениях владельцев, управляющих имения Карасан, отправной точкой корреспонденции указывали «Хорасан», «Харасан», что в переводе с персидского означало «восход солнца, восток». Выбор персидского слова для названия крымского имения означал, что не забыта страна Розового сада, где бывали три поколения Раевских.

Карасан. Дворец Раевских. Завершение. С открытки конца XIX века

В начале 1880-х годов имение Раевских посетила княгиня Е. Горчакова. В своей книге «Воспоминания о Крыме» она сообщила: «Между Кучук-Ламбатом и Аю-Дагом. два богатые имения Раевских: Карасан и Партенит, они орошаются двумя горными ручьями, хорошо обрабатываются и изобилуют садами, парками, цветниками, оранжереями, школами редких растений, виноградниками».

Горные ручьи Хайракташ и Ай-Ефим, снабжавшие Карасан водой, ныне установлены в результате многолетних поисков современных геофизиков Гурзуфа. Местонахождение их обнаружили вблизи горы Шарха, в 5 километрах от Карасана, на склоне Бабуган-яйлы.

Тонкий знаток декоративного садоводства и архитектуры Западной Европы и Среднего Востока, М.Н. Раевский активно использовал декоративные качества цветов при формировании пейзажей в усадьбе. Евгений Марков упоминал, в «Очерках Крыма» роскошные цветники Карасанского парка. Согласно историческим паркостроительным традициям, цветники устраивались возле зданий. Особое внимание Михаил Николаевич уделил разбивке партера возле дворца. Геометрический центр партера, совпадавший с главной осью южного фасада дворца, решен в виде круглого газона, акцентированного вертикалью пальмы веерной. Восточный и западный участки партера имели закругленную композицию и оформлены тоже пальмой веерной и юккой отогнутолистной. Восточный фасад дворца тоже имел свой партер и по линии овала украшен формированными цветущими кустарниками роз. Желтые, розовые, оранжевые, красные тона сливались здесь в лирической песне, сотворенной «поющей душой природы».

Дворец Раевских в Карасане. Южный фасад. С открытки начала XX века

Всего 10 лет плодотворного труда — и Карасан стал прекрасен.

Очень оригинальный элемент-цветочная арка из роз — была устроена по инициативе М.Н. Раевского и просуществовала до 1950 года. Арка находилась недалеко от южного фасада оранжереи-лимонария, она как бы приглашала желающих войти в это царство роз, обогащала цветовую гамму пейзажей Карасанского парка.

В 1891 году Михаил Николаевич вынужден был оставить Южный берег Крыма и поселиться в Царском Селе. Его единогласно избрали президентом Императорского Российского общества садоводства.

Замок князей Гагариных в Кучук-Ламбате. Юго-восточный фасад. Акварель А. Потина с фотографии 20-х годов XX века

Осень 1893 года Михаил Николаевич решил провести в Крыму, в родовом имении Тессели в Форосе. Здесь, где каждое дерево было им прочувствовано, он с увлечением занялся садоводством и виноделием. Творец благоденствия Карасана, Партенита и Тессели умер 10 октября 1893 года на 52-м году жизни.

Его отпевали в маленькой домовой церкви Вознесения, которую он построил в любимом Карасане в 1889 году, за четыре года до смерти. 18 октября 1893 года прах Михаила Николаевича предали земле в ограде семейного пантеона Крестовоздвиженской церкви в селе Разумовка Кировоградской области.

После смерти генерал-майора М.Н. Раевского в 1893 году усадьба Карасан стала собственностью его жены Марии Григорьевны Раевской (Гагариной) и их детей. Мария Григорьевна продолжила лучшие традиции в формировании усадьбы. В начале XX века возле въездных ворот, ведущих к архитектурному комплексу винокурни, симметрии — но по сторонам дороги сооружены двухэтажный каретный сарай и одноэтажный домик для кучера. Одновременно от усадьбы было проложено шоссе к центральной магистрали.

Надгробия Михаила Николаевича Раевского и его детей. Родовая усыпальница Раевских в селе Разумовка Кировоградской области. Фото 2005 года

В штате сотрудников в имении Карасан на 1911 год значилось незначительное количество людей: священник с окладом в 900 руб., псаломщик Ф. Вуц (420), учительница А. Кедрова (540), дворецкая П. Алифирова (300), сторож дворца И. Морозова (216), садовник А. Бредис (420). Усадьба содержалась отлично.

Читайте также:  Плесень на банках в погребе как избавиться

И очень любопытная деталь — «Ея превосходительство М.Г. Раевская», так звучал ее титульный казенный лист, содержала в имении «Карасан» трех пенсионеров — Э.П. Либо (бывшего садовника) с пенсией в 600 рублей, М. Кушнереву — 120, И. Ригулина — 120. На сезонные работы в саду, парке и на виноградниках хозяйка имения привлекала наемных рабочих.

На территории Карасана находилась ликерная, предлагавшая туристам и путешественникам отличные, выдержанные в знаменитых карасанских винных подвалах вина, в таком ассортименте: Токай и Аликану урожая 1905 года. Вина — мадера, мускат, рислинг, альбильо, малобек, каберне — радовали приезжих своими ароматами и вкусами. Но во время землетрясения 1927 года этот богатый винами подвал был разрушен.

Бракосочетание князя Михаила Анатольевича Гагарина и фрейлины Софьи Михайловны Раевской. Карасан. Сентябрь. 1909 год

Мария Григорьевна имела свой автомобиль, и поэтому не было проблем с поездками в Ялту и имения в Партенит и Тессели на Форос для решения хозяйственных и нотариальных дел.

Карасан славился свадьбами, благо — невесты (княжны Гагарины) жили рядом в Кучук-Ламбате. Сын Михаила Николаевича, поручик лейб-гвардии Гусарского полка Михаил Михайлович был женат на фрейлине, княжне Ольге Сергеевне Гагариной, Петр Михайлович, отставной поручик лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, женат на фрейлине, графине Софье Павловне Ферзен.

Дочь Мария Михайловна Раевская, фрейлина, вышла замуж за Николая Сергеевича Плаутина. Дочь Анна Михайловна, фрейлина, в 1092 году бракосочеталась с Николаем Николаевичем Шиловым, дочь Софья Михайловна, фрейлина, вышла замуж за князя Михаила Анатольевича Гагарина.

Была в этой большой и дружной семье трагедия, о которой предпочитали молчать: 27-летний корнет Николай Раевский, блестящий офицер, в 1900 году покончил жизнь самоубийством. Из-за постоянных ссор с возлюбленной, балериной Императорского театра, он пустил себе пулю в лоб.

С 1913 года туристы Крымско-Кавказского Горного клуба из Ялты на «линейках» и морем посещали этот удивительный уголок, имя которому — Карасан.

Въезд в имение Раевских был оформлен двумя каменными пилонами, увенчанными декоративными вазами-амфорами и соединенными полотнами ажурной, кованной из металла решеткой барочного рисунка. Перед туристами представал легкий, изящный дворец Раевских, на сером фоне которого выгодно красовались вьющиеся розы и китайская глициния и неповторимая красота Карасанского парка. Внимание туристов привлекали две рощи бамбука. Интересную символику имели рощи листоколосника сизозеленого (бамбука) — символа мужества, несгибаемой воли, мужской силы — своими качествами они как бы перекликались с владельцами имения, сыновьями Н.Н. Раевского-старшего, внуками и правнуками. Туристы любовались нежной, как у папоротника, хвоей аборигена Северной Америки, кипариса болотного, дерева, которого нет даже в Никитском Ботаническом.

Михаил Михайлович Раевский. Последний владелец крымских имений Раевских. Умер во Франции.

С установлением Советской власти в Крыму Михаил Михайлович Раевский, последний владелец имения Партенит, в 1922 году предложил в дар образовавшемуся винсовхозу для совхозной конторы двухэтажное здание в Партените. Это был своего рода тактический ход. Но спасти имение не удалось. Оно было национализировано в 1922 году. Господские дома Раевских в Партените и Тессели преобразовались в школьные здания и совхозные конторы.

Раевские эмигрировали за границу, растворились среди эмигрантов в Западной Европе — Англии, Франции, Словакии. Здесь они обрели новый приют, новую родину. Мария Григорьевна эмигрировала вместе с детьми, избежав красного террора. Во время гражданской войны она была свидетельницей преобразования дворца Раевских в Карасане в госпиталь.

Главный фасад. Акварель А. Потина 2000 год

Землетрясение 1927 года нанесло большой урон постройкам в Партените: погиб владельческий дом в Партените, потому так ценен архивный документ внутренней планировки большого дома Раевских в Партените начала XX века, обнаруженный в фондах Республиканского архива. Это единственная память о доме Раевских в Партените.

В годы Великой Отечественной войны были разрушены другие строения имения Партенит, погиб уникальный дендрологический парк. И на месте прежней цветущей усадьбы образовалась пустошь.

Господский дом Раевских в Партените. План интерьера. Начало XX века. Утрачен в годы Великой Отечественной войны

Судьба Карасанского дворца сложилась более удачно. Во время землетрясения 1927 года дворец понес много утрат — разрушены мансарды, декоративные детали — пинакли, герб Раевских на плоскости северного фасада, утрачены металлические решетки восточной орнаментации и др. Но дворец выстоял, не развалился. После нескольких лет восстановительных работ дворец стал лечебным учреждением — домом отдыха, а в 30-е годы — санаторием. Во время немецкой оккупации бывший дворец Раевских служил, по неточным данным, казино. Бывшая хозяйка имений Карасана, Партенита и Тессели Мария Григорьевна Раевская (Гагарина) скончалась 20 июля 1941 года вдали от родной земли в возрасте 90 лет. Ее похоронили в Ницце на русском кладбище. На этом же кладбище находятся захоронения А.Н. Раевского, П.М. Раевского, З.Ю. Раевского.

А сейчас, наслаждаясь царственной растительностью, красотой дворца, моря, отдыхая под сенью неповторимого чудного парка, будем помнить, что эта усадьба — национальное достояние, созданное трудом лучших людей России — Андреем Михайловичем и Михаилом Михайловичем Бороздиными, четырьмя поколениями Раевских, славных сынов и дочерей России.

Повторим же вслед за поэтом Сергеем Смирновым замечательные строки:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм —
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!

Крымский полуостров вполне можно назвать сплошным музеем дворцовой архитектуры XIX века – настолько многочисленны и разнообразны постройки этого периода на его территории. Здания культурного наследия стоило бы разделить на несколько категорий – известные и те, о которых мало кто знает. Парадокс, но последних объектов, пожалуй, наберется не меньше половины. К таковым относится и Дворец Карасан в Крыму, обладающий, казалось бы, всеми необходимыми качествами, способствующими туристической привлекательности.

Читайте также:  Кошачья мята для чего она нужна людям

Он красив, имеет богатую историю, широко известен в литературе, но по какой-то причине остается за пределами внимания большинства туристов, даже не подозревающих о его существовании. Это кажется как минимум странным, а максимум – чувствуется некая горечь несправедливости, когда менее значимые достопримечательности становятся объектами пристального внимания, а подобные Карасану остаются то ли в тени, то ли в забвении.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится имение Крыму?

Оно раскинулось на юго-востоке полуострова, в нескольких километрах от Алушты, расположено в курортном Утесе, немного к западу от мыса Плака, в месте, чрезвычайно богатом роскошными особняками времен империи.

Ансамбль на карте Крыма

История появления особняка

Первое имение на нынешнем месте построил в 1834 г. генерал Михаил Бороздин – брат Крымского генерал-губернатора Андрея Бороздина. Здание его было деревянным, выстроенным в мавританском стиле, довольно модным в то время, и называлось, как и нынешнее, Карасан – трансформированное название восточной персидской провинции Хорасан.

Долгое время считалось, что назвал его так Николай Раевский, ставший новым владельцем особняка в 1839 г. после смерти М. Бороздина. Михаил оставил его дочери Анне, которая стала женой Раевского незадолго перед этим. Парадоксально, но сейчас Карасан связываю с именем Н. Раевского, но ни старое имение, ни новое, ни его название никак к нему не относится. Не имеет оно отношения и к Александру Сергеевичу Пушкину, по местной легенде, очень любившему здесь гостить. На самом деле, великий поэт никогда в нем не был и умер раньше, чем ансамбль стал собственностью его друга.

Дворец Карасан в Крыму в том виде, в каком он известен сейчас, строил уже сын Раевского – Михаил Николаевич. Ему нравилось старое здание, но к тому времени оно, построенное еще его дедом, порядком обветшало, а ремонт не мог решить создавшихся проблем, его решили снести и построить новый особняк. Непременным условием стало сохранение мавританского стиля в будущей постройке, однако архитектор Элишман, взявшийся за дело, предложил свой проект, принятый М. Раевским после недолгих колебаний.

Прообразом Карасана послужил иранский дворец XVII века в Исфахане, чертежи которого Элишман разнообразил элементами барокко, классицизма и веяньями крымского зодчества XVIII столетия. Строительство заняло всего два года – с 1885 по 1887 гг., но превзошло все ожидания заказчика. Если старое здание Михаил Николаевич любил, то новым он был просто очарован.

После установления в Крыму советской власти комплексу долгое время не могли найти применение, пока в 1924 г. имение Раевских не превратили в санаторий «Карасан», не редко принимавший высоких гостей. Во время знаменитого Крымского землетрясения 1927 г. оно получило сильные повреждения, его быстро отстроили, правда, решили отказаться от восстановления некоторых деталей, таких как шикарный балкон, откуда открывался потрясающий вид на море и окрестности Аю-Дага. Во время ВОВ строение получило лишь незначительные повреждения, в 1950-х гг. его полностью отреставрировали – с тех оно неизменно остается санаторно-оздоровительным учреждением.

Чем интересен Дворец Карасан?

Сейчас лучше, конечно, посещать Дворец Раевского в Крыму как санаторий, а не достопримечательность Алушты – он является лучшей здравницей на юго-восточном побережье. Таким образом, можно и здоровье поправить, и приятно, с пользой отдохнуть, и в деталях познакомиться с дворцовым комплексом, с архитектурой, внутренним убранством и прекрасным английским парком, его окружающим. Если же нет такой возможности, то стоит все же потратить несколько часов, чтобы осмотреть прекрасное сооружение и побродить по его тенистым аллеям.

Стиль постройки, как упоминалось выше, не является однородным, чем и достигаются ее неповторимость и очарование. Основа конструкции сохранила характерные черты мусульманского зодчества – прямолинейность и симметричность форм, строгость, изящество и отсутствие безвкусной, кричащей роскоши.

Украшением фасадов Элишман сделал высокие, стройные колоны, на уровне второго этажа удивительном образом превращающиеся в мавританские стрельчатые арки с витражами, лепниной и резными элементами. Особо показателен в этом плане северный фасад, при возведении бывший центральным, с его прекрасным ризалитом, образованным сочетанием колонн с канелюрами и богато декорированного портала. На фото Дворец Карасан зачастую представлен в этом ракурсе.

Нельзя не вспомнить и Карасанский ландшафтный парк, небезосновательно считающийся одним из красивейших в Крыму. Воистину это настоящий райский уголок, разбитый одновременно с постройкой дворца, представляющий лучший образец английского садово-паркового искусства. В нем прекрасно сочетаются зеленые насаждения почти со всех концов планеты. Более 200 видов растений были завезены сюда со Средиземноморского региона, Центральной и Южной Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии, Океании и так далее.

Как добраться до имения Раевского?

На общественном транспорте можно доехать на прямом автобусе «Алушта – Утес» либо проходящем – до Ялты. В последнем случае вставать следует в селе Пушкино, откуда около километра нужно будет пройти пешком до санатория.

На машине из Алушты доехать можно за 20 минут:

Из Ялты добираться до Дворца Карасан на автомобиле дольше, расстояние в пути составит 25 км:

Туристу на заметку

  • Адрес: санаторий «Карасан», п. Утес, Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°35′25″N (44.590296), 34°21′24″E (34.356675).
  • Телефон: +7 (978) 904-04-90.
  • Режим работы: с 9:00 до 17:00.

После посещения Дворца Раевского в Крыму остаются приятные, теплые воспоминания и чувства – с чем это связано, каждый определяет для себя сам, но ощущения именно таковы. Способствует этому и обстановка – тут нет толп шумных, крикливых туристов, нередко нарушающих гармонию и портящих впечатления от созерцания. А ведь имение олицетворяет собой совместимость несовместимого, чем больше всего и врезается в память! Смотрите в завершении небольшое видео об этой памятке крымской архитектуры.

Комментировать
4 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector