No Image

Через сколько сносят кладбище

СОДЕРЖАНИЕ
3 просмотров
15 ноября 2019

Ликвидация кладбищ — практика уничтожения некрополей, получившая широкое распространение в СССР сталинского периода.

Содержание

Причины [ править | править код ]

Уничтожение церковных и монастырских некрополей, как и уничтожение самих храмов, — одно из проявлений антирелигиозной кампании, развёрнутой правительством СССР в конце 1920-х годов и наиболее активно проводившейся в жизнь до начала Великой Отечественной войны в 1941 году.

Ликвидация церковных кладбищ обосновывалась закрытием, перепрофилированием и сносом мест отправления культа. Общегосударственная атеистическая идеология предполагала разрушение христианских святынь, в число которых попадали и погосты [1] . Ведь пока при храмах существовали кладбища, советские люди посещали и стоящие рядом с ними храмы. Декретом СНК от 7 декабря 1918 года «О кладбищах и похоронах» православная церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела.

С другой стороны, исторически сложившаяся градостроительная структура, включая многочисленные кладбища при храмах, сдерживала развитие быстро растущих в условиях индустриализации городов. В мегаполисах, Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде хозяйственники настаивали на сносе не только церковных, но и общегородских кладбищ, чтобы оперативно освоить высвободившиеся территории. Чаще всего на них появлялись парки [2] , жилые дома и даже производственные объекты [3] .

Наконец, как и во времена Екатерины II, когда Сенат в 1771 году запретил своим указом хоронить покойников в городской черте [4] , власти ссылались на соображения санитарного благоустройства. Принятые в 1920-е годы «Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ» запрещали размещать кладбища рядом с общественными зданиями. Поскольку в крупных городах бывшие монастыри использовались для размещения различных учреждений, расположенные в них некрополи подлежали сносу.

Волна перезахоронений [ править | править код ]

Масштабное движение по ликвидации кладбищ было развёрнуто в конце 1920-х годов. Ещё в 1925 году в музей общества «Старый Петербург» начали поступать со Смоленского кладбища Петербурга бронзовые и мраморные скульптурные детали, а также иконостасы закрытых церквей. Часть экспонатов позднее попала в Русский музей, а часть бесследно исчезла [5] .

Массовые работы по «приведению в порядок кладбищ» в Москве начались в 1927—1928 гг [6] . Людям, неравнодушным к отечественной истории, в лучшем случае удавалось выторговать у властей право сохранить отдельные надгробия ввиду их художественной ценности либо разрешение перевезти на музеефицированный некрополь останки выдающихся людей [6] . (Случаи, когда переносили и надгробие, и прах похороненного, встречались редко. Обычно, переносилось либо то, либо другое).

В частности, в Ленинграде наиболее ценные надгробия переносили в Александро-Невскую лавру — либо на Лазаревское кладбище, которое было объявлено в 1932 году «музеем городской скульптуры» и «некрополем XVIII века», либо на Тихвинское кладбище, которое объявили «некрополем мастеров искусств», либо на Литераторские мостки Волковского кладбища. Туда же перевозили и прах выдающихся людей с Новодевичьего и других кладбищ, предполагавшихся к сносу. Чтобы высвободить место под новые захоронения, старые могилы уничтожали как не представляющие якобы никакой ценности.

Так в 1931 году со Смоленского православного кладбища были перемещены мраморные надгробия начала XIX столетия Е. Б. Кульман работы итальянского мастера А. Трискорни, П. В. Киндякова работы П. Катоцци и другие. В то же время с некоторых монументов снимали скульптурные детали. В общей сложности со Смоленского кладбища с 24 марта по 30 декабря 1931 г. переместили двадцать семь скульптур или их деталей с захоронений: архитекторов и скульпторов А. Д. Захарова, И. П. Мартоса, Б. И. Орловского, Н. С. Пименова, С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского, П. П. Соколова, Ф. Ф. Щедрина, артистов В. Н. Асенковой, Н. О. Дюра, В. А. Каратыгина, Е. И. Колосовой, художников В. Л. Боровиковского, А. Е. Егорова, А. Г. Варнека, П. А. Федотова, М. Н. Воробьёва, Н. И. Уткина, К. Д. Флавицкого, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, композиторов Д. С. Бортнянского, К. Н. Лядова, драматурга Я. Б. Княжнина, баснописца А. Е. Измайлова, поэта А. С. Хвостова и др. Переносы со Смоленского кладбища по непонятной причине не коснулись деятелей науки. Так или иначе, после переноса памятников возник вопрос, что делать с могилами, безымянное место захоронения неизбежно должно было затеряться. Тогда было решено вместе с переносом памятников перезахоранивать останки наиболее выдающихся, с точки зрения советских историков, деятелей. Таким образом, прах поэтессы Елизаветы Кульман отправился вслед за памятником, который был перевезён в Некрополь мастеров искусств первым [7] .

Но чаще всего памятники на могилах перезахоронённых устанавливались новые, без крестов и иной христианской символики, в бесхитростной стилистике социалистического реализма; их легко отличить от оригинальных надгробий по современной орфографии. Так при перезахоронении останков А. Е. Мартынова в Некрополе мастеров искусств выяснилась невозможность переноса со Смоленского кладбища гранитного постамента работы архитектора А. В. Петцольда, украшенного аллегориями театрального искусства, поэтому прах актёра был разлучен с надмогильным памятником [9] .

В Москве национальным пантеоном было объявлено Новодевичье кладбище, куда перевозили прах выдающихся людей (Н. В. Гоголь [10] , Н. М. Языков, С. Т. Аксаков и другие) с монастырских некрополей, предназначенных к уничтожению или «реконструкции». Из числа последних остался относительно нетронутым только некрополь Донского монастыря; именно туда перенесли могилу художника В. Г. Перова. С соседнего же нового Донского кладбища, которое ликвидировать не собирались, останки другого художника, В. А. Серова, перевезли на Новодевичье кладбище. В том же направлении была отправлена урна с прахом В. В. Маяковского.

Читайте также:  Таблица расчета сечения провода по току

Логика перезахоронений далеко не всегда является очевидной. Например, в Александро-Невской лавре ряд захоронений «перекочевали» с Никольского кладбища на соседнее Тихвинское. Могилу Л. И. Поливанова перенесли из монастыря за стену — на Новодевичье кладбище. Внутри Донского монастыря наиболее ценные памятники из Малого собора были перенесены в Михайловскую церковь. Увозили, как правило, мраморные или бронзовые фигуры, тогда как сами надгробия с эпитафиями оставляли in situ, из-за чего мемориальные группы оказались расчленёнными. Многие художественные детали при транспортировке были утрачены.

Печальная правда подобной концентрации памятников в одном, хотя и мемориальном месте заключается в их отрыве от могил, не говоря уже о том, что все они проектировались для других интерьеров, определявших композицию и, конечно же, особую настроенность того или иного надгробия [12] .

Однако даже перенесение в музей не спасало памятники мемориальной скульптуры от уничтожения. Известны случаи, когда бронзовые скульптуры работы выдающихся мастеров, оказавшиеся в мемориальном некрополе, были сданы музейной администрацией в металлолом [12] .

Зачастую перезахоронение или установка памятника происходили вопреки традициям православного погребения, когда тело покойного укладывалось в могилу изголовием на запад и ногами на восток, а в ногах устанавливался крест или памятник распятием к лицу усопшего.

Ликвидация захоронений [ править | править код ]

Уничтожение большинства кладбищ, как, например, Ново-Алексеевского, не предполагало вообще никаких консервационных мероприятий. Утрачены могилы выдающихся деятелей со Скорбященского кладбища, включая Н. Ф. Фёдорова и историка Д. И. Иловайского. После реконструкции некрополя Новодевичьего монастыря на месте осталось примерно одно надгробие из двадцати. При принятии решения о сохранении могилы приоритет отдавался «прогрессивным» деятелям науки и культуры, а также декабристам и членам их семей.

Старинные надгробные памятники отправляли на продажу как строительный материал (по 20-30 руб. за штуку). Из них «делали поребрики для тротуаров, но чаще использовали повторно на действующих кладбищах для памятников „среднего класса“ советского общества» [3] .

К началу войны в Москве были полностью ликвидированы все кладбища на территории Кремля (чудом удалось спасти останки цариц и царевен из взорванного Вознесенского собора). Разгрому подверглись все монастырские некрополи, кроме Донского, — «уникальные комплексы исторических, мемориальных и художественных памятников» [1] . Среди множества уничтоженных кладбищ выделялось своими размерами Дорогомиловское. Заметно сократилось в площади Рогожское старообрядческое кладбище. На месте старинного Лазаревского кладбища проложили улицу Сущёвский Вал.

Среди погибших кладбищ Ленинграда первые места по исторической значимости занимают кладбище Фарфорового завода, Выборгское римско-католическое кладбище, аристократический некрополь Приморской Сергиевой пустыни и огромное Митрофаниевское кладбище, когда-то самое большое в городе [13] .

В ходе реконструкции Волковского кладбища и создания музея «Литераторские мостки» бесследно утрачены или затеряны оказались могилы многих выдающихся петербуржцев, деятелей отечественной истории, науки и культуры: В. Ф. Адлерберг, Е. В. Аладьин, А. П. Башуцкий, П. Я. Башуцкий, П. Г. Бутков, А. Л. Витберг, С. Н. Глинка, И. И. Григорович, П. Ф. Данилов, А. И. Ермолаев, И. В. Забелин, П. В. Злов, П. М. Копьев, К. Н. Лебедев, Д. П. Рунич, С. В. Руссов, А. И. Рыхлевский, Ф. Ф. Сидонский, А. Ф. Смирдин, А. Н. Страннолюбский, А. И. Теребенев, И. И. Теребенев, Д. И. Языков [5] . При перепланировке Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры, превращенного в середине 1930-х годов в «Некрополь мастеров искусств», на нем были оставлены лишь захоронения писателей, художников, композиторов. На свободные места перенесли останки представителей этих же родов деятельности с других кладбищ города.

В 1930-х годах было уничтожено Старое христианское кладбище в Одессе, на котором со времени основания города было произведено около 200 тысяч захоронений.

Уничтожались не только захоронения, закрывались и сносились также кладбищенские церкви [14] .

Судьба территорий [ править | править код ]

Основные работы по ликвидации кладбищ были завершены в 1950-е годы. Многие территории, срочно высвобожденные под «массовую жилую и промышленную застройку района», остаются незастроенными, вследствие чего представляют большой интерес для современных застройщиков.

  • На месте Дорогомиловского кладбища был выстроен квартал домов для советской номенклатуры, а в XXI веке был выстроен небоскрёб «Башня 2000».
  • Территория бывшего Фарфоровского кладбища частично застроена многоквартирными домами, в основном, в 1950-х годах. В 1970 году открыт вестибюль станции метро «Ломоносовская». На территории бывшего кладбища располагаются также Виноградовский сквер и Ломоносовский сад, в последнем верующие хотят восстановить снесённый Свято-Духовский храм.
  • На части территории уничтоженного (осталось два надгробия) Выборгского римско-католического кладбища в Санкт-Петербурге — самого большого католического кладбища не только в городе, но и в России (на нём было захоронено около 40 тыс. человек) — приходхрама Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы планирует разбить сквер. По территории кладбища в 1931—1933 годах было проложено продолжение Минеральной улицы. К концу 1970-х годов бóльшую часть территории кладбища заняли промышленно-хозяйственные здания и сооружения [15] .
  • Планам застройки территории Митрофаньевского кладбища противостоит общественная организация — Митрофаниевский союз, которая обращает внимание на неэтичность возведения жилой и коммерческой недвижимости «на костях предков» [16] .
  • В Нижнем Новгороде из Петропавловского кладбища сделали Парк Кулибина, сохранив при этом надгробие самого Кулибина, а из бывшего Печёрского кладбища сделали сквер. В Барнауле бывшее Нагорное кладбище было преобразовано в ВДНХ, а Архиерейское кладбище Перми — в зоосад.
Читайте также:  Как приготовить запеченные мидии

студент третьего курса юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета

канд. юрид. наук, кафедра административного и финансового права Кубанского государственного аграрного университета

В данной статье мы предлагаем рассмотреть вопросы признания кладбищенских захоронений бесхозными, так как за последние годы всё чаще это явление обсуждается не только с этической и моральной точек зрения, но также и непосредственно с позиции права.

Ещё раньше, в советское время, существовал особый порядок признания кладбищ закрытыми, с их последующей «ликвидацией». Регулировались данные процедуры специальной «Инструкцией о порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ и о порядке сноса надмогильных памятников», утверждённой Постоянной комиссией при Президиуме ВЦИК по вопросу культов 16 октября 1931 года [1]. Нас, в частности, интересует глава пятая данной инструкции: в соответствии с п.17, предусматривалась ликвидация кладбищ, находящихся на сухих почвах, через 20 лет после последнего захоронения и ликвидация через 30 лет кладбищ, стоящих, соответственно, на сырых почвах. Более того, второй абзац данного пункта предусматривает возможность досрочной ликвидации кладбища в случаях «государственной или местной надобности» (к примеру, новое плановое строительство).

Необходимым представляется сравнить данную инструкцию с современным Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» N 305-ФЗ [2], который также непосредственно регулирует отношения, связанные с погребением умерших. В соответствии с данным законом, «создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий» (п.2 ст. 4). Можно утверждать, что современный законодатель в отношении мест захоронений отдаёт приоритет прежде всего индивидуальному интересу, нежели публичному, допуская возможность ликвидации мест погребения только при условии наличия обстоятельств, характеризующихся как непреодолимая сила. И, более того, в соответствии с п.6 ст.16 ФЗ N 305-ФЗ, действительное использование территории, которая некогда была местом погребения, может быть разрешено по истечении как минимум двадцати лет с момента переноса данного места. Наконец, данный земельный участок может быть использован только под зеленые насаждения[3].

Не так давно, по сложившейся практике, захоронения в нашей стране признавались бесхозными исключительно по решению суда в течение 15-20 лет, после чего останки подлежали эксгумации и кремированию. После проведения данной процедуры урна с прахом подлежала захорению на участке кладбища, который выделялся на кладбище специально для данной цели. Важно отметить, что данная практика касалась тех земельных участков, на которых наблюдалась нехватка земли, отведенной под захоронения.

Сегодняшняя процедура признания могил бесхозными претерпела значительные изменения. Сам по себе ФЗ N 305-ФЗ [2] никак данный вопрос не регулирует, однако нормативно-правовая база как субъектов РФ, так и некоторых муниципальных образований пополняется отдельными постановлениями, направленными во исполнение положений Федерального закона, дополняя решениями проблемы, не затронутые в нём. Среди прочих затрагивается и предмет данной статьи. Сроки и процедуры признания могил бесхозными несколько разнятся, однако проведя анализ большей части соответствующих приказов, распоряжений и постановлений, можно вывести среди них общие черты:

1. Признание могил бесхозными находится в ведении органов местного самоуправления.

2. Процедура признания начинается с уведомления родственников, супруга, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, о пришедших в ветхость (негодность) намогильных сооружениях. Уведомление осуществляется любым из способов, доступных местной администрации.

3. По прошествии определённого времени (до тридцати дней) [4] с момента возможного извещения лиц, ответственных за погребение умершего (погибшего), и отсутствия надлежащего ответа на надгробии размещается табличка/трафарет (как правило, формата А4 [5]) с указанием о том, что данное место погребения нуждается в восстановлении, его нужно привести в порядок.

Если данные меры не приводят к ожидаемым результатам, захоронение регистрируется в специальной книге, после чего администрация составляет акт о признании могилы бесхозной. Данный акт выписывается специально создаваемой при администрации Комиссией, при возможном участии органов государственной власти (управление ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда администрации города [4], представители Государственной инспекции по охране историко-культурного и прочие)

4. Немаловажным представляется знать, что если будет установлена культурно-историческая значимость бесхозного захоронения, ответственный орган местного самоуправления обязуется обеспечить его сохранность.

5. Снос бесхозных надмогильных сооружений (надгробий) и мест захоронений может быть произведен в промежутке от одного года до трёх лет (зависит от субъекта РФ) после признания могилы бесхозной в присутствии всё той же специальной Комиссии и оформляется актом.

Читайте также:  Задокументированные эксперименты в огороде

6. В каждом из соответствующих нормативно-правовых актов предусмотрено, что, после признания могилы бесхозной, использование данного участка земли для захоронения возможно на общих основаниях. Правда, только единицы из них уточняют конкретные сроки дальнейшего использования земли. Так, в постановлении мэра города Благовещенска от 02 марта 2006 года N 601 «О погребении и похоронном деле в городе Благовещенске» (с изменениями на 2 июля 2015 года) в пункте 2.10. уточняется, что погребение в могилы, признанные в установленном порядке бесхозными (пункты 4.2., 4.3. настоящих правил), производятся на общих основаниях по истечении 15 лет с момента погребения.[5]

Проблемы, связанные с вопросами погребения, довольно обширны, не имеют однозначного решения. Актуальность этой темы тем более увеличивается, что всё, что связано с процессом погребения, коммерциализируется. На данный момент необходимо принять следующие меры для того, чтобы уменьшить количество спорных ситуаций в рассматриваемой сфере:

1. Прежде всего, провести проверку семейного архива, установить то, на кого были зарегистрированы права, а также осведомиться о сведениях, содержащихся в регистрационных документах нужного вам кладбища.

2. Во время расследования уделить внимание местным и региональным правовым актам и специальным правилам, которые утверждаются, в большинстве случаев, государственными унитарными предприятиями (на них на местном уровне могут непосредственно возложены обязанности по организации похоронного дела). В таких документах и содержатся действующие нормы, применяемые на практике в различных муниципальных образованиях.

3. Помнить о том, что в сохранности захоронений заинтересованы родственники умерших/погребенных, и не заинтересованы те, кому принадлежит земля. Необходимо ответственно относиться к уходу за могилой, не допуская того, чтобы она превратилась в бесхозную.

В начале ХХ века на территории практически всех советских городов было уничтожено множество кладбищ, большинство из которых располагалось возле православных храмов. Для чего это было сделано? И что сегодня находится на месте бывших погостов?

Новый декрет

До XIV века усопших в России хоронили преимущественно на кладбищах, обустроенных возле храмов, церквей и монастырей. В связи с активным приростом населения мест на этих небольших погостах стало не хватать. Именно поэтому в 1758 году на окраине Москвы было создано первое городское кладбище – Лазаревское. А в 1771 году, когда в России бушевала эпидемия чумы, трупы больных во избежание заражения хворью стали закапывать за чертой городов. В конце XIX – начале XX веков хоронить покойников возле храмов вообще запретили. В виде исключения этой чести удостаивались лишь некоторые священнослужители и благодетели церкви.

После революции, а именно 7 декабря 1918 года, в свет вышел новый Декрет Совета народных комиссаров «О кладбищах и похоронах». Абсолютно все, что было связано с похоронами – «кладбища, крематории и морги, а также организация» погребений, переходило в ведение Советов депутатов. С того времени в течение нескольких лет с лица земли было стерто огромное количество погостов в черте Москвы, нынешнего Санкт-Петербурга и других городов.

Борьба с религией или место под строительство?

Особенно активно кладбища, в том числе расположенные по периметру православных храмов, уничтожались в период с конца 1920-х по конец 1960-х годов. Некоторые историки считают, что причиной того была религиозная атрибутика (кресты и прочее), которая украшала большинство могил. Однако дело заключалось не только в борьбе с «опиумом для народа».

На самом деле в связи с ростом городов многие погосты, организованные прежде за чертой населенных пунктов, теперь находились на их территории, а порой и в самом центре. Города увеличивались в размерах, а старые кладбища только мешали новой застройке.

Кроме того, «Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ», изданные как раз в 20-х годах прошлого столетия, запрещали какие-либо захоронения в непосредственной близости с местами общественного пользования. Тогда во многих бывших храмах открывались краеведческие музеи или клубы, которые к этим самым местам общественного пользования и относились.

Строительство на костях

В 1937 году было окончательно ликвидировано упомянутое выше Лазаревское кладбище в Москве, располагавшееся в Марьиной Роще на улице Советской армии. На территории погоста разбили детский парк, а в 1970-х годах там же проложили улицу под названием Сущевский Вал.

В конце 1950-х годов в столице сравняли с землей Филевское кладбище, которое находилось между Кутузовским проспектом и Москвой-рекой. Позже на этом участке появилось здание Государственного хранилища ценностей – Гохрана.

На месте Кожуховского столичного кладбища теперь стоит школа за номером 2056.

Братское кладбище в районе станции метро «Сокол» в 1932 году было тоже уничтожено. На его территории обустроили парк.

В районе Семеновского кладбища в Москве, закрытого в 1932 году, были возведены корпуса завода «Салют» и проложены трамвайные пути.

Земли Митрофаниевского кладбища в Санкт-Петербурге сегодня заняты гаражными кооперативами и складскими помещениями. На месте одного из днепропетровских погостов в конце 1930-х годов был построен стадион, который теперь называется «Днепр-Арена». В Новосибирске на территории бывшего некрополя находится Центральный парк культуры и отдыха.

Комментировать
3 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector